Мне часто приходилось иметь дело с людьми, которые испытывали сильное чувство вины по отношению к себе, они осуждали себя, свою жизнь, свои поступки, все, к чему они прикасались и что делали. И это честно сказать выглядело ужасно, люди одержимые ощущением собственной неправоты, крайне неуверенны в себе, они слабы и ранимы, их очень легко сделать зависимыми, а человек таким быть не должен. Но что заставляет человека винить себя, почему мы вообще можем испытывать чувство ненависти по отношению к самим себе, будто две разные личности конфликтуют между собой – сильная и слабая? Все дело в причине этого самого чувства вины, которое идет от нашего воспитания и становится частью нашей слабой стороны, которая естественно конфликтует с природной – сильной стороной, стороной не знающей жалости, угрызения совести и прочих проявлений слабости, можно даже сказать доброты. Я говорю об этом потому, что я знал людей и изучал их поведение, которых не подвергали общественной системе воспитания.
Это люди, которые не знают о тех моральных качествах, которыми мы руководствуемся при принятии решений и оценки своих собственных действий. Я не хочу сказать что от природы нам даны только злость, безразличие к ближнему, эгоизм и тому подобное, это просто наши защитные реакции, но и действия наши не могут подлежать никакой другой оценке, кроме нашей, вот и делают нас послушными и покорными, навязывая нам искусственно чувство вины, которое потом может очень негативно влиять на нашу психику. Какие убеждения сидят в вашей голове, так вы собственно и оцениваете себя, это факт, который я думаю не вызывает сомнения ни у одного здравомыслящего человека. Из этого можно сделать вполне логичное заключение, указывающее на то, что не человек винит себя за несоответствие общепринятым стандартам поведения, а общество в лице его слабой половины, которую этому самому обществу, удалось себе подчинить.
Пусть это звучит слишком эгоистично, но человек не должен винить себя за то, что сделал что-то, что он посчитал нужным сделать, и что так или иначе было выгодно ему, мы не обязаны ни кем нести ответственность за других, пусть даже жертв наших собственных интересов. Потому-то мы так активно перевоспитываем излишне амбициозных людей, уравнивая их с общественными стандартами приемлемого поведения, не обращая внимания на интересы личности, которые все равно живут внутри нас, в виде нашей сильной части, данной нам от природы. Получается, что слабая наша часть, та, которую обществу удалось посредством воспитания и внушения соответствовать общепринятым нормам поведения, осуждает нас за это несоответствие, а сильная сторона ее ненавидит за это, потому что это противоречит нашим личным интересам?
К другому выводу я придти не могу, хотя, конечно, бывают ситуации, когда люди идут на поводу у своей слабой стороны, в результате чего очень часто делают общественно полезные дела, пытаясь тем самым искупить вину, которой как таковой даже не существует. Я еще раз повторюсь, мы не монстры от природы, но мы рождены отвечать исключительно за себя и следовать исключительно своим интересам. Отрицать это могут только слабые люди, физически или психически, поскольку они испытывают потребность в привязке себя к какой-нибудь группе, которая будет соответствовать их интересам, так как они сами не в силах этого сделать. Именно слабые люди, с подавленной психикой чаще всего испытывают чувство вины, и это неудивительно, ведь признавая свою собственную неправоту, они тем самым как бы демонстрируют свою открытость обществу, показывая ему что они не идут против него, они хотят быть с ним.
Мы же с вами знаем о том, что люди как и животные, сбиваются в стаи лишь по необходимости и хотя наше общество имеет искусственную необходимость для самоорганизации, в нем тем не менее очень много отдельно взятых граждан, которые боятся быть вне общества, а значит вне его интересов. Эта необходимость и вынуждает их преследовать общепринятые правила и морали, играть так сказать по правилам, чтобы не вылететь из команды, ибо без команды они ничто. Если сильные чувства в них до конца не убиты и не подавлены, тогда они так или иначе вырываются наружу, и пусть не в проявлении силы, так в эгоизме или паразитизме проявляют себя, постоянно конфликтуя с навязанным чувством вины.
Я встречал людей, которые без капли сожаления могли убить любого человека, по крайней мере с их слов, включая женщин, детей, стариков, у них не было тормозов, которые бы вызывали у них чувство сомнения относительно правильности своих действий, а ведь это такие же люди с точки зрения физиологии. Но их воспитывали по-другому, у них нет конфликта со своими внутренними сущностями, точнее у них нет слабой стороны, а у большинства из нас она есть и она делает нас уязвимыми перед такими вот хищниками. И дело не в том, что мы должны быть готовы к тому, чтобы убить любого человека, в том числе и тех, кто слабее нас и кто не представляет для нас никакой угрозы. Нет, нам это ни к чему, мы же с вами не дикари. Но мы должны быть готовыми и способными к тому, чтобы противостоять тем, кто способен на это, кто может причинить вред нам и нашим близким. Мы должны уметь выживать в агрессивной среде. А если мы этого не умеем делать, неважно, по каким причинам, значит, с нами что-то не так.
Человек рожден выживать любой ценой, и винить он себя может только за не способность сделать это, ибо это заложено в нем самой природой. Во всем остальном, его обвиняет только общество в лице других таких же как он, у которых свои интересы, до которых нам и дела быть не должно, мы просто живем так, как считаем нужным жить, для того, чтобы выжить и если у нас это получается – хорошо, если вы эту концепцию не принимаете, воля ваша, вы можете винить себя сколько угодно и за что угодно, только вот вы ни в чем. ни перед кем не виноваты.