Социальная справедливость

Как вы считаете, уважаемые читатели, нужна ли нам с вами социальная справедливость? Знаете, а ведь не каждый человек может дать утвердительный ответ на этот вопрос. При этом надо заметить, что о справедливости, в том или ином контексте, время от времени говорят многие люди, особенно в тех случаях, когда ее отсутствие негативно сказывается именно на их жизни. Очень жаль, что о социальной справедливости люди вспоминают в основном тогда, когда именно с ними поступают несправедливо. И то, это по их собственному мнению, с ними в тех или иных ситуациях поступают несправедливо, хотя в действительности это может быть не так. А вот когда с кем-то другим поступают несправедливо, многие из нас предпочитают не вспоминать о справедливости вообще, заботясь исключительно о своих собственных интересах. Это плохо, плохо для нас всех. Ведь справедливость – это именно то, за что мы все и всегда должны бороться всеми доступными нам методами, ибо только в справедливом обществе возможна такая жизнь, при которой большинству людей будет житься очень хорошо.

 

За примерами далеко ходить не надо, достаточно посмотреть на то, как живут люди в демократических государствах и в государствах, где никакой социальной справедливости нет, где господствует право сильного. Разница в уровне жизни и в ее качестве, будет огромной. Все нормальные люди хотят жить в более справедливом обществе, потому что жизнь в таком обществе безопаснее, сытнее, спокойнее, интереснее, проще. Социальная справедливость – это без всякого преувеличения, основа стабильности и процветания государства, а также очень прочная основа власти. К этому выводу приходили практически все известные философы. И сами мы, будучи здравомыслящими людьми, прекрасно это понимаем. Однако до абсолютной справедливости нам еще далеко. Мы пока еще слишком дикие, чтобы не пользоваться своими различными преимуществами и своей силой, когда мы можем это сделать, ради исключительно своих собственных интересов. Наше отношение друг к другу, пока еще оставляет желать лучшего. Однако прогресс есть, общество меняется, не везде и не так быстро, как хотелось бы, но меняется, и главное, что меняется оно в лучшую сторону, в сторону большей справедливости и человечности.

Общественные отношения принято делить на экономические, социальные, политические и духовные. Экономические отношения – это такие отношения, которые выстраиваются между людьми и группами людей по вопросу производства, способов распределения и потребления материальных благ. Мы ведь все нуждаемся в материальных благах, следовательно, они так должны распределяться между всеми нами, чтобы каждый из нас мог получить то, в чем он нуждается. Политические отношения решают вопросы власти, к которой в идеале должен иметь возможность прийти любой человек, если его личные способности позволят ему это сделать. Духовные отношения должны помогать людям, удовлетворять свои духовные потребности, которые имеются у любого психически здорового человека. На базе этих отношений – экономических, политических и духовных, формируются социальные отношения. И в этих отношениях должна присутствовать мера социальной справедливости, отвечающая интересам подавляющего большинства людей. Все должны быть равными перед законом, у всех должны быть равные возможности для реализации своего потенциала. Каждый человек должен иметь доступ к необходимым ему для жизни ресурсам, то есть, каждый человек должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь, а уж воспользуется он ей или нет – это его дело. Все люди должны иметь возможность получать хорошее, я не говорю очень качественное, но как минимум хорошее образование, которое готовит человека к жизни, а не к рабскому труду, а также позволяет ему удовлетворить свои духовные потребности – это потребность в познании окружающего мира, потребность в самосовершенствовании и самореализации, потребность в познании смысла своей жизни. К тому же хорошее образование дает возможность человеку прийти к власти, которая нуждается в мудрых людях. Медицинские услуги также должны быть доступны всем, чтобы все были здоровы и могли жить. В общем, вы сами прекрасно знаете, что такое социальная справедливость и в чем она выражается – вам не нужно иметь определение этому понятию, вы должны уметь чувствовать справедливость. Психологи обнаружили, что человек появляется на свет с врожденным чувством справедливости, поэтому справедливость надо чувствовать, а не понимать.

Понимать надо другое – понимать надо то, как мы можем сделать наше общество более справедливым, как можем внедрить в его сознание новые концепции справедливости. Другими словами, врожденная потребность в справедливости у нас есть, необходимо только найти возможность ее удовлетворить. Мы должны убедить себя и других в том, что социальная справедливость – это одна из базовых ценностей нашего общества. Каждому должно воздаваться по его заслугам – в этом смысл социальной справедливости. Некоторые люди, с которыми я общался на эту тему, почему-то всегда вспоминают социализм, когда речь заходит о социальной справедливости, о том, что все люди должны быть равными или, если говорить точнее, то одинаково бесправными. Друзья, коммунисты ни о какой социальной справедливости не помышляли, она им вообще не была нужна. И сам по себе социализм, ни к какой социальной справедливости не приводит, поскольку ограничивает людей в их возможностях. Капитализм и демократия гораздо справедливее, чем социализм, от того и люди в капиталистическом обществе живут намного лучше и счастливее, хотя капитализм и демократия далеко не самые справедливые системы. Но, как в таких случаях говорят – ничего лучшего пока не придумано. Пока не придумано. Так что не надо путать всеобщую уравниловку с равными возможностями, позволяющими людям реализовать свой потенциал, так как это абсолютно разные вещи. Справедливое общество стимулирует людей к развитию и созиданию, а не призывает их сделать всех одинаково серыми и безликими. Мы с вами должны это понимать, чтобы те немногие, кому хорошо живется в несправедливом мире, не убедили нас в том, что никакая социальная справедливость нам не нужна.

Не смотря на нашу потребность в социальной справедливости, пока я вынужден констатировать тот факт, что миром правит сила, а не основанная на здравом смысле справедливость. У всех у нас есть права и обязанности, но у кого-то этих прав больше, а у кого-то меньше, у кого-то обязанностей выше крыши, а у кого-то их мало или вовсе нет. Некоторые люди вынуждены работать очень много, чтобы просто выжить, а другие палец о палец не ударяют, но имеют все, о чем только можно мечтать. Мало того, некоторые члены нашего общества сознательно вредят этому обществу, и при этом пользуются всеми его привилегиями, они фактически сидят на шее у общества и при этом целенаправленно вредят ему. Такое положение дел серьезно подрывает нравственное здоровье общества, делая его более озлобленным и циничным. Ведь мы видим, что сытой жизнью живут не те люди, которые много и честно работают, а те, кто с помощью силы и хитрости присваивает себе результаты чужого труда. Следовательно, именно с помощью силы и хитрости мы и должны делать свою жизнь более справедливой, борясь за более качественную, более свободную, более честную, более интересную и перспективную жизнь. Пока что друзья, жизнь может быть справедливой лишь в том случае, если люди будут бороться за социальную справедливость, а не просто призывать к ней. Добро должно быть с кулаками, и всякие великие идеи, адекватные человеческой природе, непременно должны отстаиваться не только сильным словом, но и если понадобиться, то и мечом. Ведь если мы посмотрим с вами на нашу историю – на историю всего человечества, то мы увидим, что человеческое общество эволюционировало через силу, а не за счет здравого смысла. Люди в основном с помощью силы обретали свободы и права. И хотя мы живем с вами в более или менее цивилизованном мире, боюсь, по-хорошему наше общество меняться не захочет, даже если у него возникнет нужда в этом. Поэтому какой-никакой пинок под зад ему нужно будет дать.

Впрочем, я даже близко не хочу говорить о всяких там революциях, государственных переворотах и тому подобных вещах, предшествующих серьезным изменениям в обществе, ибо все это изжитки прошлого, совершенно не подходящие для нас – современных людей. Сегодня у нас есть другие возможности добиться изменений в своем обществе, сегодня мы живем в таком мире, в котором информация со скоростью света может быть передана из одного конца света в другой. Сегодня нам надо усиленно рекламировать социальную справедливость – как самый востребованный прогрессивным человечеством товар. Не нужно проливать кровь за справедливость, нужно не допустить ее пролития за несправедливость. Понимаете, смысл этой стратегии? Не нужно защищать плохое, тогда хорошее, то есть, справедливость – автоматически восторжествует! И никакие эгоистичные мерзавцы не смогут помешать этому процессу. Ведь сами эти мерзавцы на рожон не полезут, они привыкли отстаивать свои интересы чужими руками. Вот, эти чужие руки необходимо взять под контроль с помощью убеждений, предложив людям здоровую идею социальной справедливости. Только она должна быть действительно здоровой, а не утопичной, как у коммунистов, тогда люди ее поддержат и воплотят в жизнь.

Знаете, уважаемый мною французский писатель Жозеф Жубер сказал: «Справедливость есть право слабого». Но я не считаю его слова истиной, хотя знаю, что многие люди придерживаются именно такой точки зрения, считая всякую справедливость – уделом слабых. Мне больше нравится, как сказал о справедливости итальянский философ Джузеппе Феррари: «Велико лишь то, что долговечно; долговечно лишь то, что справедливо». Я считаю, что слова Джузеппе Феррари, гораздо ближе к истине. Можно также вспомнить слова Аристотеля, который сказал: «Государственным благом является справедливость». Более справедливое государство, вне всяких сомнений будет пользоваться огромной популярностью у народа, ибо жизнь в таком государстве будет намного лучше, чем жить в несправедливом государстве, в котором хорошо себя будут чувствовать лишь те, кто находится на самом верху. Человек на собственной шкуре может ощутить разницу, между жизнью в справедливом обществе и в обществе несправедливом. Все познается в сравнении, так что сравнивайте. А когда сравните и поймете, какая жизнь лучше – подумайте о том, что именно вы можете сделать для того, чтобы сделать наше общество более справедливым. Вероятно, вам следует начать с себя, с того, чтобы быть справедливым даже тогда, когда лично вам это не выгодно. И еще вам нужно уметь грамотно противостоять несправедливости, чтобы не только не стать ее жертвой, но и не принять ее, как норму жизни. А если сами вы не умеете противостоять несправедливости, которая царит вокруг вас, то это означает, что вам не хватает хитрости, а также гибкости и глобальности мышления. Но ничего страшного, этому можно научиться. Я этому много раз учил и учу людей, в рамках своих услуг. Когда человек к тебе обращается за помощью, ссылаясь на несправедливость этого мира – его нужно учить быть хитрым и гибким, чтобы уметь использовать несправедливость против ее самой. Так что если вы не в силах совладать с несправедливостью нашего мира – обращайтесь ко мне за консультацией. Я научу вас грамотно обращаться с этим неприятным для нас всех явлением, и одновременно научу вас прививать другим людям чувство справедливости. Люди должны чувствовать острую необходимость в справедливом мире, иначе они не станут прилагать усилия для того, чтобы такой мир построить, и так и будут продолжать цинично эксплуатировать друг друга, подчиняясь грубой, вероломной силе.

Я всегда считал и считаю, что в справедливости силы больше, чем в несправедливости, потому что справедливая сила – это контролируемая сила, это сила, которая направлена на развитие и созидание, а не на разрушение и деградацию. Вы только подумайте, что это значит – жить в мире, в котором прав тот, кто сильнее. Ведь это же животный образ жизни – это, или рабское существование большинства людей, которые не способны и не хотят противостоять эксплуатирующей их силе, или взаимоуничтожение людьми, не желающими починяться этой силе, друг друга. И в том и в другом случае, речь идет о диких людях, подчиняющихся своим инстинктам, а не своему разуму. Если бы люди не научились договариваться друг с другом, они бы давно вымерли, как вид. Поэтому очевидно, что сила должна быть управляемой – управляемой разумом, а не инстинктами.

Люди должны быть сильными, но они должны хотеть применять свою силу не только в своих личных интересах, но и в интересах того общества, в котором они живут, потому что это общество также отвечает их интересам. Опасно и некомфортно жить в таком обществе, где, образно выражаясь, каждый может сунуть тебе в спину нож, где каждый тебя может обмануть, убить, ограбить, ограничить в свободе, покалечить. Зачем жить по волчьим законам, если эти законы любого из нас делают овцой? Это же неразумно. В справедливом обществе жить намного лучше. Если бы люди в прошлом не боролись за справедливость, а помышляли бы только о том, чтобы творить несправедливость своими собственными руками для своей собственной выгоды, мы бы до сих пор бегали с копьями и топорами и убивали бы друг друга в больших количествах. И рабство до сих пор бы существовало в своем примитивном виде, а не в том цивилизованном виде, в котором мы его наблюдаем сегодня. Но мы ведь от этого ушли. Стало быть, психологи правы, в нас действительно есть что-то такое, что-то Божественное, что вынуждает нас бороться за справедливость и делать наше общество лучше, лучше для всех, в том числе и для нас самих. Нам всем выгодно жить в справедливом обществе, в котором люди руководствуются здравым смыслом, принимая те или иные решения, а не своими животными инстинктами. Запомните это – выгодно! Никогда не слушайте тех, кто говорит, что никакая социальная справедливость людям не нужна, что вообще нужно забыть о всякой справедливости и жить исключительно своими эгоистическими интересами. Люди, которые так говорят, или не понимают, о чем говорят, или не заинтересованы в том, чтобы то общество, в котором они живут – развивалось и процветало.

Мы должны и мы можем жить в более справедливом обществе, потому что в большинстве своем мы все этого хотим. Справедливая жизнь отвечает нашим интересам, она – наше будущее. Воспевая и распространяя идею социальной справедливости в обществе, мы все делаем полезный вклад в собственное будущее, и что еще важнее, в будущее наших детей. Когда-то наши предки мечтали о лучшем будущем для нас – их потомков, и надо сказать, что их мечты сбылись – наша жизнь действительно стала лучше. Она не идеальна, но лучше. Теперь пришло время и нам подумать о том, в каком обществе будут жить наши дети и внуки. Мы с вами можем оставить им в наследство – радость и счастье, или боль, страдания, жестокость, ненависть, зависть, в худшем ее проявлении, и тому подобные негативные вещи, отравляющие жизнь людям. Все зависит от нас и нашего выбора – что защищать, за что агитировать и за что бороться. В несправедливом обществе мало радости и счастья, в нем много злобы, боли и страданий.